Ночной кошмар айтишника

Согласно февральскому опросу компании Trend Micro, проведенному среди топ-менеджеров из США, Великобритании и Германии, сегодня 78% компаний разрешают сотрудникам использовать свои личные мобильные устройства в рабочих целях. Эта практика влечет за собой определенные риски, например угрозу корпоративной безопасности.

Взгляд в будущее

Исследовательское агентство Forrester опросило более 3,3 тыс. представителей компаний, принимающих решения по поводу использования информационных технологий в их бизнесе. Результаты были оглашены в январе. Выяснилось, что 21% сотрудников ИТ-департаментов используют один или более продуктов Apple для работы. Некоторые приносят в офис личные устройства и конфигурируют их, для того чтобы можно было использовать их для работы, причем формально ИТ-департамент может не приветствовать такую практику. Кроме того, исследователи Forrester задали вопрос более чем 10 тыс. ИТ-специалистов в 17 странах о том, какие продукты они используют для выполнения работы в офисе или дома (в расчет брали только те ситуации, когда компьютер или «умное» устройство использовались более одного часа каждый день в рабочих целях). Оказалось, что устройства Apple используют 27% менеджеров и 41% директоров. Именно такие люди являются главными драйверами ИТ-консьюмеризации. Желания этих сотрудников имеют большой вес в глазах ИТ-департамента, объясняет Фрэнк Джиллет, аналитик Forrester Research: «Некто влиятельный приходит к айтишнику и говорит: «Эй, я хочу получать почту на мой iPad», и по каким-то причинам ИТ-специалисту очень сложно сказать ему нет».

По словам Чезаре Гарлати, ведущего эксперта направления консьюмеризации и мобильной безопасности в компании Trend Micro, процесс консьюмеризации в целом и в сфере корпоративной мобильности в частности часто меняет в организациях роль информационных технологий. ИТ-департамент в таком случае превращается из поставщика решений в брокера, то есть вынужден поддерживать все большее число сервисов, приложений и технологий, которые предоставляются третьей стороной часто практически бесконтрольно.

Необратимость

Так или иначе, сегодня явление BYOD (Bring Your Own Device) уже поставило массу новых задач перед ИТ-специалистами. В основном это касается, конечно, развитых стран Западной Европы и США. Но многие российские ИТ-работники уже начинают тестировать системы MDM (Mobile Device Management) и средства защиты от угроз, число которых растет с распространением практики использования личных устройств и сервисов, не предназначенных для корпоративных пользователей.

Рустэм Хайретдинов, заместитель генерального директора компании InfoWatch, рассказывает, что в целом ситуация с развитием корпоративной мобильности близка к неконтролируемой. «Еще пять лет назад мобильность основывалась на хорошо защищенных платформах Blackberry. Такой подход не нашел понимания в некоторых государствах, запретивших ее использование на своей территории. С появлением же многочисленных бытовых устройств (планшетов, смартфонов) компании поставили удобство их использования выше защищенности. В результате на хакерских конференциях стал популярным аттракцион «приходи со своим планшетом, подключись к нашему Wi-Fi и посмотри на свою корпоративную почту в нашей презентации»,- рассказывает он.- В России этот тренд отягчается своеобразной бизнес-модой, идущей сверху, буквально от президента. Год-два назад планшеты считались лучшим подарком топ-менеджеру, поэтому сейчас в стране десятки тысяч устройств подключены к корпоративным и государственным информационным системам, вопреки всем принципам безопасности. Часто эти устройства принадлежат не компании, а конкретному человеку, что затрудняет их администрирование. В результате такое понятие, как «периметр информационной системы», практически стало неопределяемым: доступ к информации любой степени конфиденциальности может осуществляться из любой точки мира с незащищенного устройства».

Однако бороться с прогрессом бессмысленно, поэтому начали появляться первые попытки систематизировать хаотическую мобилизацию. Большинство производителей корпоративных платформ по просьбам пользователей адаптируют интерфейсы к экранам мобильных устройств, дают возможность хоть какой-то аутентификации пользователя мобильного устройства. Производители средств информационной безопасности также не могут игнорировать эту тенденцию и выпускают мобильные версии таких систем.

«Этот рынок еще не оформился, продукты, присутствующие на нем, пока малофункциональны и негибки, поскольку такие функции противоречат идеям мобильности информации, заложенным пионерами персональной мобилизации,- добавляет господин Хайретдинов.- Поэтому вход на этот рынок как старым игрокам рынка информационной безопасности, так и совершенно новым компаниям не закрыт. Спрос на защищенные мобильные системы растет по мере того, как из-за мобильного доступа компании теряют данные». Представитель InfoWatch уверен, что в скором времени количество инцидентов, ставших следствием нарушения информационной безопасности при пользовании мобильными устройствами, достигнет такого уровня, что большинство производителей консьюмерских мобильных платформ сделают отдельную защищенную корпоративную платформу, обеспечивающую такие требования и дающую возможность установки средств защиты. «В этом направлении всегда двигалась RIM (Blackberry), такие решения есть и у Microsoft, в скором времени подтянутся и Apple, и Google. Все-таки корпоративные пользователи мобильных устройств — достаточная сила, чтобы диктовать свои требования рынку»,- добавляет он.

В наших широтах

По мнению Петра Лилеева, руководителя практики мобильных решений компании «Астерос Консалтинг», российские компании отстают от западных по уровню использования мобильных решений в бизнесе лет на пять. «То, что у нас считается передовыми технологиями, в развитых странах работает уже годами. Исключение — ритейл и складская логистика, где уже несколько лет активно применяются мобильные устройства. Однако российский бизнес быстро перенимает опыт и при этом имеет возможность учиться на чужих ошибках»,- говорит он.

Господин Лилеев уверен, что отечественный рынок корпоративной мобильности находится на подъеме. При этом, по его словам, почти каждый третий запрос на мобилизацию бизнеса звучит примерно так: «Мы купили 100 планшетов iPad, что нам с ними делать?» Четкое видение и системное понимание того, как и зачем встраивать мобильные решения в информационную среду компании, часто отсутствует. Поэтому сама идея мобильных решений порой вызывает скепсис — их называют игрушками, не имеющими отношения к бизнесу.

Осенью прошлого года Центр корпоративной мобильности «АйТи» опубликовал результаты исследования российского рынка корпоративной мобильности. Результаты опроса более 150 ИТ- и бизнес-руководителей продемонстрировали, что качественное повышение удобства использования мобильных устройств, изменение типичных форм-факторов, размеров экрана смартфонов, а также существенно расширенное пользовательское пространство для работы с информацией на планшетах трансформировали естественную потребность в реализации мобильного доступа к деловой информации и корпоративным системам в реальные запросы бизнес-пользователей. Выяснилось, что использование смартфонов и планшетов в бизнесе — это теперь не просто дань моде, оно продиктовано действительной потребностью организаций в улучшении коммуникаций (81%) и повышении эффективности бизнес-процессов (61%).

Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности компании «АйТи», считает, что российский рынок корпоративной мобильности серьезно отстает от рынков развитых стран. «Запаздывание проявляется в недооценке масштабов консьюмеризации — степени и скорости распространения мобильных устройств и связанных с ними ожиданий сотрудников компаний и организаций, остающихся обычными потребителями даже тогда, когда они выполняют свою работу,- говорит господин Орлик.- Следствие такой недооценки — запаздывание в технологическом развитии всех уровней ИТ-ландшафта, в массе своей неготового сегодня к поддержке мобильного доступа к деловой информации и прикладным системам. Такое запаздывание увеличивает риски, связанные с лояльностью сотрудников, обеспечением информационной безопасности, получением конкурентных преимуществ и многими другими аспектами деятельности организаций».

Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий компании КРОК, уверен, что мобильный доступ к корпоративным системам предприятия для многих сотрудников является сегодня реальной бизнес-потребностью. Она может быть обусловлена как характером выполняемых сотрудниками задач, так и спецификой деятельности компании, в которой они работают. Причем ноутбуки, смартфоны и планшеты в деловых целях используют уже не только владельцы бизнеса и топ-менеджеры. В категорию так называемых мобильных профессионалов входят специалисты, которые большую часть времени работают вне офиса и при этом нуждаются в удаленном полнофункциональном и безопасном доступе к корпоративным ресурсам. Прежде всего это руководители подразделений, специалисты маркетинга, отделов продаж и ИТ-департаментов. Благодаря специализированному программному обеспечению, которое устанавливается на мобильные устройства, можно удаленно работать с почтой, календарем, корпоративным порталом, документами и даже бизнес-процессами в системе Business Performance Management. Все это позволяет решать рабочие вопросы в любое время, находясь в любом месте, где есть мобильная связь.

По мнению господина Никулина, дополнительным стимулом к использованию в работе гаджетов является для сотрудников их активность в социальных сетях (Facebook, LinkedIn, Twitter), обусловленная профессиональными интересами. Социальные сети в работе используют по большей части сотрудники маркетинговых и HR-отделов.

Стратегическая мобилизация

Заинтересованность в корпоративных клиентах появилась и у Apple. В январе нынешнего года в магазине приложений вендора появился B2B-раздел. Уже сегодня в нем собрано большое количество полезных приложений для бизнеса как собственной разработки Apple, так и других компаний. Вслед за «Астеросом» и КРОК получила статус авторизованного реселлера Apple. Есть надежда, что ассортимент решений, адаптированных к российской действительности, увеличится. «С помощью мобильных решений можно выполнять разные задачи — от уровня их сложности во многом зависит спрос на такое ПО. Например, мобильный доступ к корпоративной почте есть во многих организациях различных отраслей. А вот решения, позволяющие мобильно работать со специализированными корпоративными системами, менее распространены, хотя интерес к ним высок. Сейчас заказчики пробуют разные решения, выбирают наиболее подходящие исходя из задач, которые перед ними стоят. Например, для крупной государственной структуры мы настроили интеграцию iPad с системой электронного документооборота. Но для того чтобы подобные внедрения стали массовыми, требуется определенная зрелость рынка, для этого нужно время»,- поясняет господин Никулин.

Создала для направления корпоративной мобильности отдельное подразделение и группа компаний «АйТи». «Центр корпоративной мобильности «АйТи» является первым в России выделенным центром экспертизы в данной области, подходящим к решению соответствующих задач системно, на всех уровнях деятельности ИТ- и бизнес-пользователей, а не на уровне одного или двух узких решений или конкретных продуктов,- рассказывает его руководитель господин Орлик.- Поэтому когда речь идет о долгосрочных многоплановых программах «мобилизации бизнеса», мы пока не чувствуем конкуренции. В то же время многие организации начинают разрабатывать тему мобильности поспешно, иногда руководствуясь сиюминутной потребностью оснащения планшета руководителя системой документооборота, бизнес-аналитикой и т. п. Здесь мы, конечно, конкурируем с другими системными интеграторами, в первую очередь с тем или иным заказчиком, предлагая выбор практически по всему спектру мобильных решений: от инфраструктуры до стратегического планирования мобилизации бизнеса, не столкнуться с конкуренцией было бы сложно». Господин Орлик считает, что новые игроки могут прийти на рынок, скорее всего, со стороны крупных системных интеграторов, которые хорошо понимают структуру и законы развития корпоративных ИТ.

Самые свежие авто новости Украины и мира.

Читайте также: Носледние новости Украины России и мира сегодня.




Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  


Архивы



Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика




© 1994 - 2024 Бизнес и Компьютер