Сеть на вырост
Аналитики прогнозируют рост онлайновой экономики в России до 2,3 трлн рублей и увеличение ее доли в ВВП страны с 1,9% в 2010 году до 2,8% — в 2016-м. Корреспондент «Информационных технологий» выяснил, как осуществляется этот прогноз и что может ему помешать.
Жизнь в Матрице
В марте консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) опубликовала доклад, в котором проанализирована роль интернет-экономики в странах «большой двадцатки». Главным параметром, определившим позицию каждой страны в итоговом рейтинге, стала доля интернет-экономики в ВВП. Аналитики BCG подсчитали, что в 2010 году эта цифра в России составляла 1,9%, или 835 млрд рублей в денежном выражении. А к 2016 году доля онлайнового бизнеса в ВВП страны должна вырасти до 2,8% и составить 2,3 трлн рублей. Это позволит России подняться в рейтинге всего на две строчки вверх — с 18-го на 16-е место, обогнав ЮАР, Турцию и Бразилию. При этом, по мнению авторов доклада, интернет-экономика в России растет быстрее, чем в других странах «большой двадцатки»: на 18,3% в год по сравнению со средними 17,8%. Кроме того, если в 2010 году на долю развитых стран приходилось 76% интернет-экономики «большой двадцатки», то к 2016 году за ними останется уже только 66%.
Прогноз для России получается довольно радужный. Есть ли для него основания? Одним из главных драйверов онлайнового сегмента экономики страны BCG считает рост аудитории рунета: по прогнозам компании, в 2016 году доступ к глобальной сети будут иметь 100 млн жителей России. Тогда как численность населения в этом году, согласно Росстату, составит в лучшем случае 144 млн человек. Таким образом, уровень проникновения интернета к этому времени составит около 70%.
Алексей Астафьев, руководитель отдела исследований Mail.ru Group, считает важнейшим фактором развития интернет-экономики именно увеличение аудитории. Кроме того, позитивный эффект дает улучшение качества интернет-каналов: их ширина дает возможность развиваться разнообразным мультимедийным сервисам и цифровой дистрибуции контента. По мнению экспертов, объемы онлайн-бизнеса будут увеличиваться даже при небольшом росте числа пользователей. «Прогнозы по росту аудитории намного скромнее, чем по росту доли интернет-бизнеса в экономике. Это вполне объяснимо, так как, во-первых, растет активность тех десятков миллионов людей в России, которые уже пользуются интернетом. Все чаще интернет используется не только для решения чисто информационных задач, но и для совершения покупок, осуществления платежей и т. д. Интернет перестает быть виртуальной средой, интегрируясь в повседневную жизнь, в том числе экономическую. А во-вторых, интернет все больше проникает на мобильные устройства, и это тоже способствует его использованию в оффлайновых сценариях поведения, в том числе связанных с экономическим поведением»,- комментирует Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов «Яндекса».
Марина Трещова, генеральный директор Fast Lane Ventures, не берется судить о состоятельности прогноза BCG: «1,9% от ВВП — это огромная цифра. Для такого объема в интернет-бизнес нужно на текущий момент включать всю инфраструктурную составляющую: от производства проводов до бизнеса хостинг-провайдеров. Не зная критериев подсчета, сложно оценить адекватность результатов». Но госпожа Трещова согласна с тем, что российский интернет-рынок действительно еще долго не исчерпает свой потенциал. И это несмотря на то, что абсолютные цифры по инвестициям в рунет пока не поражают воображение. «По нашим оценкам, общий объем инвестиций в российский интернет-рынок (без учета сделок Mail.ru и Yandex) составил в 2011 году около $700 млн,- рассказывает она.- Это в десять раз меньше, чем, например, в США ($6,9 млрд). Но у них и интернет-аудитория в четыре раза больше российской. ФОМ прогнозирует 80 млн пользователей в рунете в 2014 году, так что нам точно есть куда расти».
Шопинг с экрана
Один из главных факторов, разгоняющий скорость роста онлайн-рынка — это стремление оффлайнового ритейла в сеть. Электронная коммерция растет довольно быстро: по данным исследовательского агентства Data Insight, в 2011 году российский рынок онлайн-торговли вырос на 30% и составил порядка 320 млрд рублей. По прогнозам этой же компании, в текущем году количество интернет-покупателей увеличится еще на 25%, а оборот вырастет на 22%, до 380 млрд рублей.
«По итогам 2011 года рынок e-commerce в России оценивается в 320 млрд рублей, не включая сегмента купонов и b2b, а потенциал роста на следующий год — не менее 20%, по данным DATA Insight»,- рассуждает госпожа Трещова. По ее словам, в интернете наблюдается отчетливое превышение спроса над предложением в области качественных сервисов: «Речь идет о вполне традиционных для потребителя продуктах и услугах, которые во многих случаях удобнее получать онлайн, чем оффлайн, и которые напрямую влияют на качество нашей жизни, например заказ авиабилетов, бронирование гостиниц, подбор жилья, поиск информации, покупка товаров и услуг со скидками и так далее,- поясняет она.- Взять тот же туристический сегмент, у него огромный потенциал в онлайне: рынок самостоятельного туризма увеличивается в России в два раза ежегодно, а объем продаж туристических услуг через интернет вырос за прошлый год на 8%, в то время как традиционные способы реализации оффлайн-продажи увеличились только на 1%. При этом сегмент онлайн-путешествий в России — это всего лишь 10-20% от всей электронной торговли в целом, в той же Америке онлайн-путешествия занимают такую же долю рынка, как и электронная коммерция».
Ованес Погосян, совладелец сервиса покупки авиабилетов OneTwoTrip.com, добавляет, что рынок онлайн-бронирования и покупки авиабилетов в 2010 году вырос на 80%, за 2011 год — на 40% и к сегодняшнему моменту достиг объема $4,2 млрд. «Рост происходит за счет роста потребления, инвестиций в интернет, увеличения экспорта связанных с интернетом товаров и услуг, предложений и конкуренции, повышения качества и количества аудитории, а также за счет желания потребителей экономить время и деньги, а это становится доступно за счет интернет-сервисов,- добавляет господин Погосян.- Так, например, теперь вам не надо по старинке идти в кассу, стоять в очереди, сравнивать, спрашивая у кассира, покупать и выписывать билет на самолет, вы все можете делать через интернет, и это займет не более двух-трех минут».
При этом Сергей Белоусов, старший партнер венчурного фонда Runa Capital и основатель компании Parallels, считает прогноз BCG весьма консервативным: «Думаю, что посчитать размер российского интернет-бизнеса не так просто. Значительная часть технологического сектора ориентирована на экспорт, как в русскоговорящие страны, так и на глобальном уровне. Например, только B2B-сектор электронной торговли составляет 500 млрд рублей. Реальные цифры гораздо выше». Господин Белоусов уверен, что рост будет происходить не только из-за увеличения аудитории рунета, но также потому, что все чаще пользователи расплачиваются кредитными картами и привыкают совершать безналичные платежи разными способами.
«Другой источник роста — бурное развитие технологической экосистемы: новые инвесторы, приход в интернет государственных учреждений, появление новых стартапов, развитие образования и науки»,- добавляет Сергей Белоусов. Он перечисляет множество различных векторов роста: B2C- и B2B-сегменты электронной коммерции, интернет-реклама, мобильные приложения и онлайн-игры, социальные медиа и связанные с ним бизнесы, а также развитие «облачных» вычислений и «облачных» приложений для малого бизнеса.
Реклама без паузы
В начале года комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России подвела итоги развития рекламного рынка России за 2011 год. Оказалось, что впервые оборот интернет-рекламы превысил показатели рынка наружной рекламы и печатных СМИ. В сумме объемы онлайновой рекламы достигли 41,8 млрд рублей, тогда как годом ранее составляли 26,8 млрд рублей. И это притом, что при подсчете не учитывалась политическая реклама, объем которой в рунете достиг 1 млрд рублей в ноябре-декабре прошлого года. Так, реклама кандидата в президенты Владимира Путина была размещена на крупнейших интернет-площадках — «Яндексе», Mail.ru и «Одноклассниках». К примеру, штаб господина Путина приобрел «политический пакет» на «Яндексе» за 15 млн рублей на 318 млн показов баннеров. Эксперты подсчитали, что бюджет на продвижение в интернете только этого кандидата составил $1,5-2 млн. Его примеру последовал и штаб другого кандидата — Михаила Прохорова.
Господин Себрант объясняет увеличение показателей онлайнового рынка рекламы тем, что интернет начинает играть все большую роль в решении прикладных задач бизнеса. Двумя другими драйверами рынка выступают онлайновая торговля (захватывающая все больше товарных категорий, например одежду) и интернет-платежи. «Одна из тенденций последнего года: из электронного кошелька стало возможно заплатить не только в интернет-магазине, но и по любой квитанции любой компании в России, будь то домофон, счет за музыкальную школу или квитанция за коммунальные платежи»,- рассуждает господин Себрант. Так, только с января 2011 года оборот платежей за госуслуги (налоги, штрафы, коммунальные счета) вырос в «Яндекс.Деньгах» в семь раз. «Можно ожидать, что рост проникновения мобильного интернета также скажется на его использовании в повседневном экономическом поведении миллионов людей»,- уверен директор по маркетингу сервисов «Яндекса».
Сергей Рыжиков, генеральный директор «1С-Битрикс», первое место в списке факторов роста интернет-бизнеса отдает рекламе: «Все, кто смог собрать вокруг своих ресурсов хорошую по численности аудиторию, успешно монетизируют свои бизнесы — это различные поисковые и почтовые системы, социальные сети. Бизнес всегда тянется за аудиторией». На втором месте, по его мнению, интернет-магазины разных типов: их оборот сравним с крупнейшими оффлайновыми магазинами, многие из которых также перенесли часть своего бизнеса в интернет, запустив свои онлайн-магазины и увеличив тем самым объемы продаж. «Тут первенство принадлежит, конечно, товарам народного потребления,- добавляет господин Рыжиков,- одежде, обуви и т. п. Кроме того, растет отрасль веб-разработки: все более востребованным становится создание интернет-ресурсов и интернет-сервисов».
«В период кризиса, когда классические бизнесы теряли свои доли рынка или вообще исчезали с экономической карты России, доля интернет-бизнеса только увеличилась,- поясняет он.- В случае очередного витка кризиса, который прогнозируют многие эксперты рынка, можно предвидеть, что доля интернет-бизнеса может даже превысить прогнозируемые DCG 2,8%». По его мнению, такое развитие событий обусловлено двумя факторами. Во-первых, активно развиваются новые сегменты и бизнес-отношения, такие как интернет-торговля и интернет-реклама. Во-вторых, уменьшается доля присутствия на российском рынке классических бизнесов: печатные СМИ, продажа музыки и фильмов как бизнесы перемещаются в сеть. Что, в свою очередь, рождает потребность в новых профессиях и навыках, которые также приобретаются часто в интернете.
Но есть и сдерживающие факторы, способные снизить показатели роста доли интернет-рынка в ВВП. Одним из них госпожа Трещова называет дефицит кадров. «Количество вузов и учебных центров, где учат специфике интернет-предпринимательства, стремится к нулю, при этом спрос на профессионалов в этой области и его превалирование над предложением будет расти»,- уверена она. Кроме того, имеет место «старение» аудитории. «Число пользователей интернета будет расти исключительно за счет людей старшего поколения, так как аудитория тех, кто родился в 80-е и 90-е, уже почти на 100% живет в онлайне. Ответ же на вопрос, насколько поколение 70-х и старше будет столь же активными пользователями онлайн-сервисов, пока остается открытым»,- поясняет она. Остается надеяться, что на ближайшие пять лет имеющегося ресурса хватит.
Самые свежие авто новости Украины и мира.
Читайте также: Носледние новости Украины России и мира сегодня.